Учебная биологическая тропа в п.Нива Питерского района Саратовской области

Учебная биологическая тропа

Удивительное рядом

Автор:
Борзунов Павел Александрович
Веретенников Андрей Вячеславович
Руководитель: учитель биологии
Ткаченко Светлана Геннадьевна
2011 – 2012 учебный год
Содержание:
1. Пояснительная записка стр. 2
2. Маршрут учебной биологической тропы стр. 3
3.Характеристики биологической тропы стр.4
4. Схема маршрута биологической тропы «Удивительное рядом»
5 Станции маршрута биологической тропы «Удивительное рядом» стр. 7
6. Организация экскурсий и лекции стр. 10
7.Литература стр. 15
1. Пояснительная записка
Цели и задачи учебной биологической тропы «Удивительное рядом»
Данная биологическая тропа, как и любая другая, преследует ряд целей и задач.
а). Образовательную – расширение у экскурсантов знаний.
Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.
б). Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.
в). Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.
С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии и географии, а также для внепрограммных занятий в краеведческом кружке; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности обучающихся.
В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.Отличительные особенности данной биологической тропы.
3Большинство разработок маршрутов биологической тропы включают в себя лишь карту маршрута тропы, некоторые ее характеристики, список станций и иногда перечень наиболее интересных объектов, которые можно встретить по ходу экскурсии.
Нам кажется, что этого недостаточно: во-первых, состояние живой природы на станциях меняется в зависимости от времени года, одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому разработка биологической тропы должна учитывать фенологические изменения в природе; во-вторых, разработчикам тропы следует создать примерные тексты экскурсий, рассчитанные на разные возрастные контингенты учащихся: младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, ботанике и зоологии, географии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии и биологии.
Кроме того, данная тропа может использоваться в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей п. Нива, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.
Тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, галлов, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.
2. Маршрут учебной биологической тропы
Маршрут учебной экологической тропы «Удивительное рядом» проходит по окрестностям п Нива, представляющим интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию ландшафтов, биоценозов, наличию некоторых редких, т.е. занесенных в Красную книгу видов животных и растений. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии практически по
4любым темам ботаники, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.
Общая протяженность тропы составляет 5км, что довольно много для проведения экскурсий среди учащихся средних классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.
Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет 2.5-3 часа; такие экскурсии возможны лишь со старшеклассниками (особенно при работе над экологическими проектами) или же с педагогами (в методических целях). В остальных случаях используется лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию не включается.
3 Характеристики биологической тропы
Наша местность располагается в северной части Нижнего Поволжья. Территория прилегающая к п.Нива расположена в бассейне реки Малый Узень и занимает юго-восточную часть области. Поверхность ровная, слегка всхолмленная и слаборасчлененная. Абсолютные отметки от 20 до 25 метров. На ее поверхности много лиманов а также мелких « степных блюдец» диаметром 1,5 - 2 м. Некоторые лиманы из-за скапливания талых вод образуют озерки и заболоченные участки. Климат резко континентальный. Лето у нас жаркое, а зима холодная. Среднегодовая температура июля равна +23° С, среднегодовая температура января -13°С. Высота снежного покрова невелика. Из-за выравненности рельефа скорость ветра большая.
Осадков в течение года выпадает мало, до 300мм. Почва светло-каштановая, солонцы, обедненные минеральными веществами. Обилие тепла и скудное увлажнение, малоснежность наложили своеобразный отпечаток на растительность и животный мир нашей территории 2
Растительность скудная, как правило, разреженная, низкорослая, типчаково-ковыльная, полынно-злаковая. Типичными представителями являются такие растения, как житняк, полынь, ковыль красивейший, типчак, солянка белая. Весной степь является пестрым ковром из-за обилия гаммы тюльпанов, ириса низкого, пионов тонколистных. Растет здесь, перекати- поле (это качим, кермек, рогач), осенью растения засыхают и легко отламываются от корня, перекатываются с места на место, теряя по пути свои семена. Более богат видовой состав растительности на лимонах, западинах. Это бекмания, пырей, осока, мытник с темно розовыми цветами. Встречаются заросли камыша, рогоза, тростника.
Своеобразен, хотя и беден по своему составу, животный мир. Здесь можно встретить из хищников - лисицу, корсака, волка, хорька степного; из грызунов-сусликов, тушканчик-тарбаганчик, хомяков, мышей, полевок. В степях обитает множество птиц. Это степной лунь, степной орел, сокол, пустельга, стрепет, орел-беркут, ушастая сова, черный коршун, ласточка, скворец, зяблик, кукушка, журавль-стервятник, а также «царица полей» дрофа. На берегах прудов можно увидеть водоплавающих птиц: цаплю серую, крякву, утку, серого гуся и лебедя. Редко, но можно увидеть чайки, лысухи, кулики. Из пресмыкающихся: узорчатые полозы, ящерицы, ужи, из ядовитых: гадюки.
Интенсификация сельского хозяйства без учета экологических последствий, максимальная распашка земель, масштабное мелиоративное строительство, нерациональное применение агрохимикатов изменили условия обитания многих живых организмов, привели к смене сообществ растительного и животного мира, неустойчивости экосистем. Численность некоторых видов растений и животных резко снизилось, другие оказались под угрозой исчезновения. Обеспокоенность таким положением и прогнозами ученых, предупреждающих о неминуемом ухудшении природной обстановки, если не принимать мер, побудили Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов объединить усилия всех заинтересованных организаций и возглавить работу по подготовке Красной книге.Схема биологической тропы
Станции маршрута биологической тропы «Удивительное рядом»
На протяжении маршрута экологической тропы «Удивительное рядом мы запланировали 11 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.
Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведенитематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.
Всего маршрут тропы включает 5 станций:

Пруд

Разнотравье

Тюльпанная степь

Царство степных животных

Флора и фауна водоема


Описание станций биологической тропы.

Станция № 1


Первая станция экологической тропы находится в 15 минутах ходьбы от школы. Название это относительно условно и связано с тем, что здесь происходит стихийный вывал мусора, что вызывает зарастание, заболачивание местности Несмотря на отталкивающее впечатление этого пейзажа, эта станция имеет для нас большое познавательное и воспитательное значение, т.к. здесь дети могут увидеть процесс антропогенного загрязнения природы, воочию убедиться, как долго не разлагается пластик – один из основных загрязнителей, каков экологический вред от кострищ; именно здесь следует ознакомить экскурсантов с правилами поведения на природе, необходимостью беречь и охранять окружающую среду.

Станция № 2


Здесь сохранился участок почти нетронутой степи с типичным, хотя и несколько обедненным видовым составом флоры и фауны: огромным количеством Злаков, например: типчак ,ковыль, тонконог множеством видов Сложноцветных, Бобовых, Зонтичных, здесь растут коровяки, астрагалы, лапчатки, , шалфей, колокольчики, и многое другое. весной и в начале лета красив пейзаж степей из-за обилия ириса низкого, пионов тонколистных, девясила и т.д. Здесь мы встретим множество насекомых: ос, муравьев (отряд Перепончатокрылых), Бабочек, различных Двукрылых, можно увидеть и менее известных представителей этого самого большого в животном мире класса

Станция № 3


На территории нашего поселка в степи находится крупная популяция тюльпана Геснера, который занесен в Красную книгу Саратовской области и России. На протяжении последних 3-х лет ребята нашей школы изучают популяцию данного вида и ведут природоохранную деятельность. С сокращением пахотных земель площадь тюльпана значительно увеличилась. Экскурсия на данную станцию проводится в конце апреля-начале мая месяца.
Станция № 4
Своеобразен по своему составу животный мир степей. Здесь можно встретить лисицу, хорька степного. Из грызунов – сусликов, тушканчиков, мышей, полевок. Из пресмыкающихся – ящериц и ужей. В наших степях обитает множество птиц. Это степной жаворонок, степной орел, стрепет, кукушка. В последние годы увеличился ареал обитания «Царицы степей» - дрофы.

Станция № 5


Удивителен органический мир водоемов. С наступлением весны к нам прилетает большое количество водоплавающих птиц: ЧИРОК-СВИСТУНОК, СЕРАЯ УТКА (ПОЛУКРЯКВА), НЫРКОВЫЕ УТКИ, СЕРЫЙ ГУСЬ, ЛЕБЕДЬ-ШИПУН.